ОСенний пеший поход в Северном приладожье

Пеший поход к озёрам
Хауккаярви и Ристиярви

Осенняя Карелия прекрасна! Контраст цветов удивляет и подстёгивает взбунтовавшееся воображение! Экспедиция проходила с 4 по 6 октября 2019 г. по маршруту: поселок Харлу — озеро Хауккаярви — гора Пётсёваара — озеро Ристиярви. По итогам экспедиции мы сформировали для вас тур, чтобы вы тоже смогли увидеть Карелию во всей красе!

День первый: Янисйоки

Путешествие началось с планирования. Продумали примерный маршрут, обозначили точки начала и конца путешествия. Главное примерное время в пути, точка входа и точка выхода — остальное могло варьироваться. Однако, сразу наметили три обязательных пункта: высшая точка — Пётсёваара, финский хутор и остатки школы на озере Ристиярви, гора Разбойников. Забегая вперёд, скажу, что на гору Разбойников мы так и не поднялись. Двое участников стартовали из Петрозаводска и двое из города Сортавала. Если быть совсем точным, то два Саши приехали из Петрозаводска на авто, а две Елены из Санкт-Петербурга на поезде до города Сортавала. Всего на экспедицию было заложено два с половиной дня с учётом дороги. Но уже с первого дня природа начала вносить свои коррективы в наш план-график.

Выезд был назначен на 16:00 в пятницу, но целый день 4 октября в Петрозаводске валил мокрый снег с дождем. Стало очевидно, что за городом снег не тает и если за дело возьмётся карельский морозец Паккайне, то ехать на летней резине будет не реально или реально, но очень медленно и опасно. Пришлось в экстренном порядке менять резину, на этом мы потеряли 2 часа. Примерно в 18:00 мы выехали из Петрозаводска. Да, кстати, забыл упомянуть ещё одного молодого героя этой истории — хаску по кличке Бэк. Бэку было в дороге лучше всех — он просто штурмовал царство Морфея, изредка переворачиваясь с боку на бок. Нашей первой и единственной целью на этот день было поиск стоянки на реке Янисйоки на участке между поселком Харлу и Хямекоски. Погода не давала быстро ехать и где-то в 21:30 мы добрались до Харлу и несколько раз свернув в темноте не на ту дорогу, отыскали просторную стоянку. Разместить на стоянке можно с лёгкостью палаток двадцать, но бивуак сделан там достаточно маленький. В целом, как мы увидели утром — это очень живописное место с пологим берегом реки. После этого предстояла ещё одна задача: забрать двух Елен из Сортавала. Когда эта задача была решена, и мы были все в сборе, предварительно расставив палатки — часы пробили полночь. Немного поразмыслив, мы решили, что поход — походом, а ужин по расписанию. Не тащить же с собой завтра, то что должно было быть съедено сегодня. Женская половина коллектива нас поддержала. С дровами на стоянке явная проблема, но искать мы их особо не стремились, так как была газовая горелка. Процесс приготовления ужина пошёл, как вдруг, в свете фонаря в 10 метрах сверкнула пара глаз. Показалось — подумал я. Но, кто-то тоже обратил на них внимание. Все насторожились. Удивительно, что Бэк не подавал признаков беспокойства. Мы прислушались и через секунд тридцать пара глаз издала жалобное «meow» причем именно как-то по-английски. До поселка было примерно 1 километр, но кот за километр от дома это несколько странно. Попытки подойти к коту не увенчались успехом. В итоге мы решили, что это американский шпион и к спине у него примотана GoPro. Зачем шпионскому коту понадобилось следить за нами, мы так и не поняли. Но это нам не помешало закончить поздний ужин и пойти спать.

День второй: Харлу — Хауккаярви

Подъем в 6 утра. Выяснилось, что кот-диверсант залез под тент палатки и разгрыз пакет с мусором, заботливо свёрнутый мной, вылизав банки из-под тушёнки и паштета. Надеюсь наелся… Позавтракав, мы собрались и в 08:15 были уже на дороге.

Путь лежал через посёлок Харлу. Мы запечатлели живописный железнодорожный мост 1924 года постройки и вышли на дорогу, ведущую к озеру Хауккаярви. Краски осени играли на контрасте и поражали воображение: с возвышенностей пейзажи были как с картинки — сочетание зелёного, жёлтого и красного цветов, напоминали всполохи северного сияния. Лесная дорога в это время года очень живописна, поскольку в этих местах в Карелии растут клёны, то периодически перед нами возникал жёлтый ковер из кленовых листьев. Путь до Хауккаярви прошёл в среднем темпе и в приятной болтовне. Дойдя до озера к 11:35 — увидели другой берег, начинавшийся крутым подъемом прямо от противоположного берега озера. Оценив время и силы решили пока не сворачивать на пересечёнку и продолжить путь по лесной дороге. Несколько лесных дорог уходило влево от озера, разведку в том направлении делать не стали — в планах не было, да и время не позволяло.
С юго-западной стороны озера лесная дорога плавно перешла в болото. Его пришлось обходить по кустарникам, а при приближении к западному берегу озера, перед нами возникла возвышенность, которую мы также обошли с запада, вернувшись на лесную дорогу. Время было 13:30, мы решили сделать перекус, предварительно выбрав полянку для лагеря возле дороги. Место было не очень удачным, но не видя подходящих вариантов, приняли решение поставить палатки и оставить вещи здесь. Тут надо заметить, что западный берег очень болотистый и подход к воде затруднён. Перекусив пошли налегке исследовать северную часть озера.
Вид на озеро Хауккаярви
Наш уютный походный очаг
Бэк
Сначала мы шли по тропинке, которая вывела нас на шикарно оборудованную стоянку в северо-западной части озера. Сразу решили, что лагерь будет перенесен на эту стоянку вечером. Далее пошли тропой вдоль берега и добрались до крутого скального выступа, частично осыпавшегося на берег озера и в воду. Здесь решили подняться и дальше уже следовать по пересеченной местности. Сразу замечу, что такая стратегия забирает много сил и времени и уже после возникло предположение, что правильнее было бы зайти с севера, со стороны озера Питкяярви (Длинное озеро), полностью оправдывающее своё название. Взобравшись на скалу мы нашли несколько полусмотровых площадок — обзор на них весьма ограничен, но это никак не затмевает красоты видов. Маршрут был неудачен еще и потому, что скальные гряды располагались перпендикулярно к озеру и чтобы добраться до Пётсёваары нам пришлось несколько раз спуститься и подняться. В низинах между скалами чаще всего были болота, которые приходилось обходить, что также скрадывало время. В определенный момент нам показалось, что мы поднимаемся на невероятно крутую вершину (напомню, что высота Пётсёваары всего лишь 187 м). Такое ощущение возникло из-за того, что на очередном подъеме при приближении к вершине появился снег. Выглянуло вечернее солнце, и снег стал слегка таять и капать с вершин деревьев, что конечно же прибавило экстриму и мокрых штанов (в прямом смысле этого слова).
Перед восхождением
Возвышенность над озером Хауккаярви
Видовая точка на озеро Хауккаярви
Навигатор показал, что мы достигли вершины, однако открытых и захватывающих видов мы там не обнаружили. Возможно нужно было заходить с севера. Поскольку световой день подходил к концу, было принято решение возвращаться в лагерь (еще предстоял переезд с одного места на другое). На одном из сайтов было упоминание об остатках какой-то радиостанции на вершине горы — нам её тоже не удалось обнаружить. В общем, будет повод вернуться =). Обратный путь решили пройти ближе к озеру Хауккаярви, но уперлись в большое болото, которое пришлось долго обходить. Уставшие, но довольные (не знаю кто как, а я за себя говорю)) мы прибыли на обустроенную стоянку перед закатом. Ещё предстоял переезд, который занял в общей сложности часа два. После, занялись костром и ужином и уже в темноте обнаружили главный недостаток этой стоянки — спуск к воде почти 90 градусов, практически без преувеличения). Народная тропа там конечно же есть, но обнаружить её удалось только утром. Во время заготовки дров и случился еще один «конфуз». Во время похода Бэк порезал себе лапу, поэтому мы его привязали к дереву в лагере, чтобы лишний раз не бегал и не тревожил рану. Естественно был он там не один, а с двумя Еленами, которые занимались приготовлением ужина. Отсутствие хозяина сразу нагнало тоску на Бэка и он начал подвывать, хозяин ему ответил подвыванием из леса и тут, неожиданно, с противоположной стороны прозвучал ответ протяжным воем! Видимо неподалеку был волк. Забегая вперед, скажу, что больше наш лесной сосед себя никак не проявил. Мы благополучно завершили день вкусным ужином и посиделками у костра.

День третий: Хауккаярви — Ристиярви — Ладожское озеро

Утро следующего дня было солнечным. То самое осеннее солнце, которое едва-едва пригревает. Утром застал на озере плотный, но уже рассеивающийся туман. Поскольку к воде я спустился без телефона, то красивой фотографии не прилагаю. Зато это утреннее впечатление осталось в сознании надолго. На мой взгляд, это как раз один из пунктов, ради чего люди прутся с тяжелыми рюкзаками чёрт знает куда... В этом кроется суть туризма. Преодолев подъем к лагерю от воды, я разжег костер и принялся за приготовление завтрака.
Стоянка на озере Хауккаярви
Мост через протоку на озере Ристиярви
Бобровая хатка на ручье, впадающем в Ристиярви
Поскольку солнце нас слегка расслабило сбор лагеря затянулся до 10 утра. Путь продолжали по лесной дороге теперь уже вдоль озера Ристиярви, однако достаточно далеко от берега. Дорога утопала в осенних листьях, журчании ручьев и вековых скалах самой причудливой формы. По пути наткнулись на остатки одного из старых финских хуторов. Возможно это были: Лемпинена, Хювяринена, Кокко, Леппяля, Яаттинена, Сийтонена, Нюккянена или другие, пока точно определить не удалось. Далее дорога стала чаще менять высоту: вверх-вниз и, уперлась в небольшой ручей, который впадал в Ристиярви. Тут конечно поработали бобры и построили плотину, в результате этой стройки века ручеек разлился в огромную лужу, через которую было перекинуто бревно. Для начала, мы приняли решение осмотреться и поискать более узкое место для переправы, которое нашли. Организовав переправу ниже по течению, где ширина реки была не более двух метров, мы поняли, что бобры поработали на славу, и на том берегу уже конкретное болото, поэтому было решено переправляться через лужу. Наконец мы вышли к старому финскому хутору: увидели развалины финской школы и относительно новые сельскохозяйственные постройки на старых финских фундаментах. Решено было сделать перекус на протоке между двумя озерами. После перекуса время оставалось только на выход к трассе и вызов такси. Что мы и сделали. Мы не успели посетить: гору Разбойников, и гору Художников, на которой был сам Рерих. Далее мы вышли к трассе Петрозаводск — Сортавала и остановились на мысу на берегу Ладожского озера. На этом активная часть путешествия была завершена.

Понравилось? Тогда вам сюда!
Мыс на берегу Ладожского озера
Берег Ладожского озера
Развалины старой финской школы
До встречи в пешем походе в Карелии!

Автор статьи: Дроздюк Александр
С этой статьёй также читают: